?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нашел свой старый текст, и не могу не перепечатать еще раз, тем более что после него поделюсь кое-какой находкой.



Музыка. Это слово, в которое каждый из нас вкладывает свой смысл. А еще лучше, когда это слово превращается непосредственно в звук. И будет уж совсем хорошо, если этот звук будет именно тем, который хотел выразить автор. Но тут многие натыкаются на одну проблему, избрав гитару в качестве инструмента самовыражения, то есть создания музыки, это бездумная игра сотен упражнений, отработки штриха и прочей «ерунды». Такая рутина затягивает и музыканту становится тяжело из этого замкнутого круга вырваться. Погоня за техникой подменяет саму цель.

“Технический специалист ограничен рамками известных ему техник и живет в очень маленьком мире – он не в состоянии справится с новыми ситуациями, если специально не тренировался для них. Это может быть достаточным для его нужд только в случае, если он маленький человек. Истинному величию нужно пространство” – Фредерик Дж. Ловрет “Секреты японской стратегии”.

Но как же можно исполнять музыку, если не обладаешь определенными техническими навыками? Да без этого невозможно. Я хотел бы сегодня поговорить о том минимуме техники, без которого «гитариста» нельзя назвать музыкантом. Назовем это базой.

База состоит из двух компонентов: технической и музыкальной. Техническая это непосредственно постановки рук, отработка штриха и различных техник, музыкальная включает в себя развитие слуха, как ритмического, так и мелодического, то есть то, что в музыкальной теории называется сольфеджио.

В сегодняшней статье я расскажу, как развить ритмический слух, так как без ритмичной игры, все ваши запредельные скорости никому не нужны.

Вы никогда не замечали, что когда слушаете музыку, которая нравится, вы немного пританцовываете, или просто чувствуете что-то, что наполняет вас энергией. Некоторые называют это драйвом, кто-то говорит, что это кач или игра хорошей пачки. На самом деле это просто очень ровная игра с метрономом плюс эмоции вкладываемые музыкантом. Об эмоциях не сегодня, а вот о ритме как раз сейчас.

Обратим внимание на словосочетание “ровная игра”. Что следует понимать под ровной игрой? Кто-то скажет что это игра при которой атака каждой нашей ноты совпадает с атакой метронома. Или если рассмотреть две волны на картинке в каком-нибудь аудио редакторе, то между ними можно провести вертикальную черту для наглядности. Однако, такая ровная игра идентична исполнению midi файла секвенсором. Но для того чтобы развить чувство ритма стремиться надо к такой игре в начале. Термин ровная игра несет скорее смысл стабильной игры. Всем известно, что человек не может звучать так же как машина точно, но человек может контролировать степень отклонений от заданного темпа. В начале музыкального пути, наши отклонения никак не контролируются и по сути хаотичны. Но если упорно и усердно заниматься, то открывается горизонт под названием ”the pocket” или игра в карман, это игра с небольшими ПОСТОЯННЫМИ отклонениями в исполнении нот. Но пока вернемся к основам.
6.76 КБ

Многие музыканты занимаются без метронома, это не правильно, так как на начальном этапе ваше собственное чувство ритма развито слабо и похоже на первые шаги ребенка, оно шатается от ускорения к замедлению. Чтобы развить это чувство вам могут помочь несколько простых упражнений.

1) всегда считайте с метрономом. Это значит что, играя в каком-либо размере, вы должны ориентироваться какая именно доля звучит сейчас. Для этого не подходит просто счет про себя, так как, например, в размере 4/4 вам придется называть разные по длительности слова. Раз, два, три, четыре. Че-ты-ре, содержит три слога, и получится, что называя эту долю, мы немного дольше ее держим, а значит, темп уходит без нас.
Вот вам совет, попробуйте говорить доли по-английски, если не помогает, попробуйте представлять картинки с написанными на них цифрами. Можете представить боксерский поединок и симпатичных девчонок проносящих номер раунда. Ну, чтоб еще как-то отмечать про себя смены долей произносите какой-нибудь звук, например «у».

2) включите метроном, и пощелкайте пальцами вместе с ним. Оставьте на пару тактов метроном, а на следующие заглушите, при прослушивании записи включите метроном и послушайте результат. Я думаю, он вас не сильно порадует. Проблема тут в том, что мы внутренним чувством ритма цепляемся за метроном. Это своего рода костыль, который помогает нам идти, убрав его, мы продолжаем идти, но спотыкаемся. Чтобы не спотыкаться, мы делаем наши шаги более мелкими, а значит, шагаем чаще. Этот же метод надо переносить и на игру. То есть надо считать чаще, создать ту канву, за которую мы будем цепляться. Мы уже представляем в голове картинки с цифрами, и произносим «у», теперь на наши мелкие шаги будем произносить «та». Шаги могут быть как восьмыми нотами, так и шестнадцатыми, я предлагаю использовать шестнадцатые. Итак, мы получили

«у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та».

На первый взгляд звучит смешно, но без постоянного счета у нас ничего не получится.

3) занимайтесь исполнением различных ритмических рисунков. Результатом этих занятий должна стать возможность в любой момент времени сыграть любой рисунок, или в исполняемом рисунке выделить нужную ноту. Для этого начните с простого чеса по приглушенным струнам. Играйте шестнадцатые ноты, используя удары вниз/вверх, таким образом, вы запомните штрих исполнения каждой ноты, например, для исполнения второй шестнадцатой удобнее использовать удар вверх. Помочь в развитии вашего словаря ритмов могут записи таких исполнителей как Tower of Power, James Brown, T.M. Stevens, Richie Kotzen, а так же аудио и видеошкола гитариста Ross Bolton.

4) динамика. Это первый шаг на пути к эмоциональной/драйвовой игре. Суть проста как пять копеек, одни ноты играются тише другие громче. Однако тут скрыто много подводных камней, например, вы можете регулировать громкость, используя ручку громкости на гитаре, так же это может быть элементом управления степенью пергруза, или регулировать динамику своим звукоизвлечением, те играть в нужных местах тише, в нужных громче. Но самый лучший вариант объединить оба способа.

ВАЖНО:
Когда отрабатываете исполнение ритмических рисунков или кусков песен, постоянно записывайте себя и анализируйте свою игру, если сами не замечаете каких-то огрехов, найдите человека чуть более продвинутого, возможно все не так гладко как вам кажется.

И самое главное - как можно чаще играйте с другими музыкантами, старайтесь чтобы всегда вас окружали люди которые играют лучше вас. Это лучший стимул к развитию и лучшая школа.

Ну и напоследок, как и писал в начале, я хочу поделиться находкой. Это приложение Beats для iPhone/iPod Touch. Последний год использовал приложение Metronome из Cydia, но после обновления прошивки не нашел больше его в Cydia. Пришлось срочно искать замену. Я довольно часто в разъездах, бывает что есть пару часов в гостинице и занятся особо нечем, тогда я просто включаю метроном и занимаюсь на неодключенной гитаре. Но теперь все стало еще лучше. Как видно из картинки, в нижней части экрана есть область для отстукивания темпа. С каждым новым tap темп обновляется. А теперь вспомните о чем я писал выше в пункте 2.
122.45 КБ
Так же есть виртуальное пианино в одну октаву, на нем можно поиграться с исполнением интервалов и развитием относительного слуха. Эх блин, скоро iPhone сам играть за меня начнет...
111.64 КБ
С этим приложением можно заниматься где угодно, главное просто сосредоточиться и следить за сосбвтенным счетом. Тут только вы и машина. И вопрос. Кто сильнее?